Описание В ваш адрес приходит все больше непрошеной корреспонденции, всплывающая реклама позволяет себе вылезать поверх браузера, почтовые ящики забиты письмами от Facebook, Twitter и других социальных сервисов, в которых только и говорится о том, что кто-то добавил вас в друзья, написал на вашей стене или, о боже, отметил вас на фотографии. Хотя понятие СПАМ в России закрепилось в основном за электронными письмами и сообщениями, но следует брать шире. Также к СПАМу можно отнести и те бумажные рекламки, которыми закидывают ваши почтовые ящики в доме и машины во дворе. И надоедливые звонки с предложениями каких-то товаров и услуг. Зачастую они просто выводят из себя и заставляют считать до десяти, чтобы побыстрее успокоиться. Поговорим об этом здесь! И еще! Друзья, давайте объединяться и бороться со спамом! И пусть корзина с урной будут спаму пухом!

Готовятся поправки в закон: ответственность за распространение мусора в сети

В Госдуме совместно с РАЭК готовят поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые должны ввести в практику понятия «спам», «пользовательский контент», «электронная почта», «доменное имя». Поправки также должны будут установить уголовную ответственность за распространение СПАМа. Сами депутаты положения будущего законопроекта пока не комментируют.

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, считает, что это предвыборные поправки, нацеленные на то, чтобы закрыть неконтролируемый информационный канал, через который может проводиться нежелательная для власти агитация.У нас уголовная ответственность будет использоваться в основном для передела рынка спама и охраны предвыборного процесса.



В настоящее время формально распространение спама в России запрещено и штрафуется. Закон «О рекламе» допускает распространение рекламы по сетям электросвязи «только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы».

Нарушителям грозит штраф.* * Согласно статье 14.3 КоАП — от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей для гражданских лиц; от 4 тыс. до 20 тыс. рублей — для должностных лиц; от 40 тыс. до 500 тыс. рублей — для юридических лиц.

К сожалению, на практике эта мера не работает. Доказать, кто именно является источником СПАМа практически невозможно. Поэтому дела о принудительной рассылке рекламы через интернет одно за другим закрываются за недоказанностью. А заказчик спама по российскому законодательству ответственность за его распространение вообще не несет.

Привлечь к административной ответственности в России удалось только однажды. Кирилла Гуреева из Пермского края оштрафовали на 5 000 рублей. Такое случилось только потому, что сам заказчик рассылки предоставил расписку о выплате вознаграждения исполнителю.

Первое уголовное дело против спамера возбудили в конце октября 2010 года. Сейчас Игорь Гусев находится в международном розыске. Будучи одним из крупнейших спамеров мира, по оценке РАЭК, гендиректор ООО «Деспмедия» попался несколько на другом. Он обвиняется в «незаконном предпринимательстве, сопряженном с извлечением дохода в особо крупном размере» (до 5 лет лишения свободы). Его компания занималась продажей контрафактных фармацевтических препаратов, в том числе виагры, на территории США, Канады и других стран. Следствие полагает, что оборот компании Гусева за последние 3,5 года мог составить $120 млн.

Эксперты, основываясь на западном опыте, считают, что ужесточение мер со спамерами делу не поможет. Возможно, имеет смысл брать пример с Австралии. Кстати, она обычно занимает последние строчки рейтинга стран — источников спама. У местных интернет-провайдеров есть обязанность: если они видят, что кто-то из их клиентов рассылает спам или производит вирусные атаки с зараженного компьютера, они обязаны по закону заблокировать доступ этого человека в сеть. При этом никого не наказывают: к спамеру приходит специалист, который просто помогает ему «вылечиться» с помощью антивирусных программ.

Попытки законодательного запрещения или ограничения деятельности спамеров наталкиваются на целый ряд сложностей. Непросто определить в законе, какая рассылка является законной, а какая нет. Хуже всего то, что компания (или лицо), рассылающая спам, может находиться в другой стране. Для того, чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран, что представляется труднодостижимым в обозримом будущем.