С толстой сумкой на ремне

История профессии «курьер» уходит в глубокую древность. После исчезновения античного мира она надолго приходит в упадок. Потому что именно как профессия она может существовать только там, где есть стабильное и длительное объединение больших территорий, связанных общими границами, законами, единым экономическим пространством. А еще - развитая административно – бюрократическая система, в распоряжении которой находятся большие военные, управленческие и финансовые ресурсы.

В Средневековье было известно несколько десятков хорошо организованных частных локальных курьерских служб. Наиболее изощренной и продуманной была организация итальянских финансистов – ростовщиков. Они первыми в Европе начали системно пересылать друг другу (а также своим клиентам и контрагентам) не только различную корреспонденцию, но и доверительные денежные документы, причем часто – на очень большие по тем временам суммы. Что не удивительно. Обладая огромными финансовыми средствами и влиянием, кредитуя королей и целые торговые союзы, они нуждались в инструменте, позволявшем быстро и точно принимать и реализовывать решения. А таскаться по тогдашним дорогам с мешками, набитыми золотом, было не только «долго», но и – смертельно опасно.

В нашей стране это дело имело две особенности по сравнению с Западной Европой и Китаем.

Во-первых, в России до недавних пор никогда не было серьезных частных альтернатив государственной курьерской службе.

Во-вторых, - европейский или китайский курьер был «един в трех лицах». Он осуществлял доставку, обеспечивал безопасность и сохранность, а также -контролировал получение послания. У нас же – за доставку отвечали ямщик и смотритель станции, за безопасность и сохранность – по большей части местная полиция, а за вручение и доставку ответа – чиновник-«порученец». Каждый раз – разный.

Первой организацией, которая в нашей стране взяла на себя курьерскую доставку «полного цикла» стал Фельдъегерский корпус. Началось это в 1796 году. Из-за неразвитости общественных институтов и неэффективной работы многих учреждений на него стали возлагать множество функций, не свойственных фельдъегерям в европейских государствах. Да и «инфраструктура» подводила… Их «фирменные» лошадки на наших дорогах быстро выдыхались. Экипажи – ломались. Тогда «особисты» начинали без разбора и, естественно, без очереди забирать на попутных станциях все, что им было нужно. Притом – самое лучшее.

Такая специфическая «организация» почтово-курьерского дела приводила не только к насмешкам и шуткам по поводу «дураков и дорог», «долгого запрягания и сверхбыстрой езды…», но и к серьезным проблемам в государственном управлении. Какая уж тут «экспресс-доставка»…

А частные путешественники не то что никаких привилегий не имели, а являлись самой бесправной частью «клиентуры». Они официально оплачивали услуги ямских станций, однако без «дополнительных пожертвований» их все равно, чаще всего, обслуживали в последнюю очередь.

Быстро и уверенно вступать в ряды «почтовых государств» Россия начала только с 80-х годов XIX- го века. Но это – уже совсем другая история…