Описание Сообщество для обсуждения новостей и проблем российского образования, а также обмена мнениями по этой теме.

Куда пойти учить

В конце минувшей недели глава Министерства юстиции РФ Александр Коновалов сообщил, что выпускники российских юридических вузов будут сдавать единый универсальный экзамен, а лицензирование таких учебных заведений ужесточат. Эта мера вызвана переизбытком специалистов с плохой подготовкой. И такая ситуация складывается сегодня по многим специальностям. На заседании Госсовета в середине прошлой недели президент Дмитрий Медведев отметил, что на образование денег выделяется все больше, а конкурентоспособность университетов и колледжей оставляет желать лучшего.

Бизнес не первый год твердит, что в стране не хватает людей со средним профессиональным образованием, а «некачественных» выпускников вузов, напротив, слишком много. Власти намерены усилить модернизацию экономики путем подготовки «синих воротничков», переводя преподавателей вузов на работу в ПТУ и повышая престиж рабочих профессий. Эксперты сомневаются, что подобные меры помогут, ведь система профтехучилищ разваливалась долгие годы, и восстановить ее в один миг не получится.

Перепроверкой качества дипломов молодых юристов озаботился еще в ноябре 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев. По оценкам специалистов, правовое образование, которое дают многие вузы, оставляет желать лучшего, а выпускники с низкими знаниями не нужны на рынке труда. По распоряжению главы государства создали межведомственную комиссию по вопросам повышения качества высшего юридического образования. Были разработаны новые стандарты юробразования. Следующим этапом станет введение универсального экзамена для всех выпускников и ужесточение условий аккредитации и лицензирования вузов. Но министр Александр Коновалов отметил, что уничтожать уже работающие учебные заведения административными мерами не стоит. «На фоне демографической ямы будет спад в притоке абитуриентов в высшую школу. Многие коммерческие вузы, которые не смогли создать необходимый потенциал, чтобы давать качественное образование, сами умрут», – полагает министр.

В докладе, подготовленном комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики к заседанию Государственного совета, отмечается, что к 2013 году количество студентов уменьшится с 7,5 до 4,5 млн. человек. Дмитрий Медведев предложил подготовить проекты по укрупнению вузов. По оценке министра образования Андрея Фурсенко, только треть из них работают эффективно. По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики Александра Адамского, чтобы определить, какие именно вузы стоит сократить или слить с другими, необходимо обозначить четкие критерии. «Может быть, стоит давать оценку трудоустройства выпускников или характеристики с рынка труда, по которым можно судить, – считает эксперт. – А объединение вузов увеличит образовательную капитализацию эффективных учреждений». Кроме того, «демографическая яма» 1990-х годов может оставить без работы порядка 100 тыс. высококвалифицированных преподавателей. «Часть преподавательских кадров вполне могла бы перейти в хорошо подготовленные средние профессиональные учреждения», – считает Дмитрий Медведев.

Поменять две буквы

По мнению члена Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Любови Духаниной, такой подход оправдан. «Предложение работать в учебных заведениях, но другого уровня – это выход для безработных преподавателей. Не требуется серьезной переквалификации, как для другой отрасли народного хозяйства. У них будет определенный дискомфорт, но надо искать достойный выход», – объясняет «НИ» ситуацию г-жа Духанина.

Заместитель председателя комитета «Общества защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктор Панин не согласен с коллегой.

«Не считаю идею реализуемой. Первая причина – преподаватели в вузах имеют определенный доход. Есть неформальные способы зарабатывания денег – серые схемы платежей, репетиторство. В ПТУ этого не будет. Во-вторых, понизится социальный статус. Большинство не захочет покидать вуз», – выразил «НИ» свое мнение эксперт. Кроме того, иронизирует г-н Панин, преподавателей можно отправить и в детский сад, где тоже требуются высококвалифицированные, высокообразованные люди.

Сегодня в стране, по данным Госстата, почти в трех тыс. средних профессиональных учреждений работают 146,5 тыс. человек. Переход в них тысяч вузовских работников увеличит штат почти вдвое. По словам секретаря профсоюза работников образования Михаила Авдеенко, никаких конкретных разъяснений, как должна распределиться людская масса, нет. «Если ПТУ будут отдавать под патронаж вузов, то преподаватели будут туда переходить», – предполагает г-н Авдеенко. Ректор Московского строительного государственного университета (МГСУ) Валерий Теличенко считает расточительством отправлять кандидатов и докторов наук в ПТУ. «Надо учитывать, что и в вузах сейчас кадровые проблемы – очень пожилой состав. Стоит создавать систему непрерывного образования от техникумов до университетов, и тогда не надо никого туда отправлять, мы будем работать в едином методическом плане. Например, лекции будет читать преподаватель из университета, а не из ПТУ», – говорит ректор МГСУ.

Любовь Духанина замечает, что приход профессоров в профучилища поможет повысить уровень образования детей. «Это же известный факт, когда в годы Отечественной войны преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга вывезли в регионы для эвакуации. Они внесли серьезную лепту в развитие образования. Например, это произошло с Екатеринбургской консерваторией», – рассказывает эксперт. Виктор Панин не уверен, что такими простыми способами можно поднять качество образования. «Лечить образование нужно, начиная с дошкольного. Если ребенок пришел в вуз или колледж неподготовленным, то он будет испытывать затруднения», – говорит эксперт.
Рук не хватает

Дмитрий Медведев уверен, что «без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе». Бизнес-структуры давно говорят об острой потребности в квалифицированных рабочих. Согласно докладу комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, только 35% работодателей довольны выпускниками профучилищ. На Госсовете глава «Группы ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров отметил, что сегодня на рынок труда приходят 70% выпускников вузов и 30% ПТУ, в то время как требуется с точностью до наоборот. По данным рекрутингового агентства Superjob, в тройке самых востребованных профессий на втором месте стоят квалифицированные рабочие. В конце лета 2010 года число вакансий для рабочих более чем в два раза превосходило число вакансий в начале кризиса – в октябре 2008 года. Самый низкий конкурс приходится как раз на рынок рабочих профессий – 1,3 человека на место.

Член Общероссийского профсоюза работников образования Любовь Полубятко замечает, что говорить о каком-то техническом прогрессе, когда высшее образование есть только у трети населения, не имеет смысла. «Сейчас на 10 тысяч человек приходится 529 выпускников вузов, а государство запрашивает 170. Но этого мало для создания инновационной России. Технологии постоянно усложняются, требуют больших знаний», – подчеркивает эксперт. Александр Адамский замечает, что до конца неизвестно, какие специалисты нужны экономике. «Нет исследований, какие потребности диктует современное производство. Может, надо все 100% работников с высшим образованием», – горячится собеседник «НИ». В связи с этим он отмечает важное начинание властей. «Регионам и предпринимателям было дано поручение определить, каковы потребности экономики субъекта в определенных специалистах, какие направления производства будут развиваться». По мнению г-на Адамского, если создать рабочие места и увеличить оплату труда, престиж рабочих профессий повысится сам собой.

Валерий Теличенко поддерживает слова Михаила Прохорова о большом количестве рабочих специальностей, не нужных рынку, и необходимости развития новых профессий. «Такие люди, как Прохоров, должны принять самое непосредственное участие в разработке профессиональных стандартов. Университеты не должны их создавать, работодателю нужно сказать, что он сегодня хочет», – замечает г-н Теличенко. Сам олигарх пообещал к 2012 году совместно с Министерством образования и науки подготовить новый реестр специальностей.

Гранит наук

Возникает вопрос, где и чему будут обучать «синих воротничков». По словам Виктора Панина, профобразование у нас развалено. «Чтобы создать качественный, новый уровень профобразования, уйдет порядка десятилетия. Должна быть материально-техническая база, а здания и земля техникумов в свое время были приватизированы. Кроме того, техника – станки, приборы – давно морально устарела. Внедрение новых технологий требует десятков миллиардов рублей. И где взять преподавателей, которые могут обучать работе на современных приборах?» – перечисляет «НИ» проблемы эксперт.

Вкладывать деньги в обучение квалифицированных рабочих государство планирует вместе с бизнесом. Кроме того, чиновники и эксперты указывают на то, что необходимо расстаться с мыслью, будто ПТУ – «камера хранения для трудных подростков». Почти две трети родителей хотят, чтобы их дети получали высшее образование, одной из причин этого является среда обучения. «Начальное профобразование как соцприбежище по воспитанию себя не оправдывает. Поддержку должны оказывать другие институты, – отмечает Александр Адамский. – В училищах надо давать профподготовку». Михаил Прохоров предложил сократить время начального обучения и допускать молодых рабочих к производству после 5–6 месяцев обучения. Эксперты полагают, что даже такие меры не помогут быстро восполнить отсутствие кадров, а на подготовку квалифицированных сотрудников уходит не меньше двух-трех лет.

Пойдут ли преподаватели вузов работать в ПТУ?
Доцент кафедры периодической печати МГУ Людмила РЕСНЯНСКАЯ:
– Все преподаватели знают и понимают ситуацию относительно демографической ямы. С вузами, которые не добрали студентов, нужно что-то делать. Мне кажется, в данной ситуации президенту надо было прояснить, каких преподавателей он имел в виду. Университетов много. Ряд преподавателей в ПТУ будут не нужны. Что им там преподавать? От преподавателей требуют понимания, что им дальше делать, ведь возможно появление безработицы. Нужно смотреть на предлагаемые условия работы. Возможно, при отсутствии работы вообще надо будет на что-то жить, что-то кушать, и поэтому некоторые перейдут в ПТУ.

Проректор ГУ-ВШЭ, заведующий кафедрой математической экономики и эконометрики Григорий КАНТОРОВИЧ:
– Отправлять профессуру в ПТУ – непродуманное решение. Преподаватели вузов и ПТУ – это преподаватели разного уровня, в техникумах другой возрастной состав, другие предметы. Выбрасывать людей на улицу, конечно, не нужно. Мне кажется, преподаватели не смогут пойти в ПТУ, даже если бы хотели, потому что они являются специалистами в своей области. Допустим, если профессор в университете преподает сопротивление материалов, это не значит, что он готов преподавать физику в ПТУ или школе. Если их заинтересуют финансово и морально, некоторые, может, и пойдут, но мне кажется, что таковых наберется немного.

Декан факультета цифровых систем и технологий Московского государственного университета печати Анна ИВАНОВА:
– Если выбирать между университетом и ПТУ, я бы осталась в вузе. Даже за меньшую зарплату. Конечно, если сократят и кушать захочется, то пойдем преподавать в ПТУ. Лучше работать по совместительству – и там, и там. В ПТУ, кстати, даже больше платят. Например, почасовая оплата в колледжах в три раза выше оклада в вузе. К сожалению, наша система образования предлагает нам очень мало в финансовом плане.

Преподаватель экономических дисциплин Российского государственного социального университета Галина ЖУКОВА:
– По крайней мере, руководство нашего университета обеими руками за то, чтобы наши преподаватели, в том числе и молодые, имели отношение к ПТУ и довузовским учреждениям всех категорий. При повышении заработной платы и при улучшении социального комплекта я бы тоже ушла преподавать в ПТУ.
Опрос провела Александра КОШКИНА

ПРАВИТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ САМО РЕШИЛО, КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ БОЛЬШЕ НУЖНЫ СТРАНЕ
По последним данным, к началу 2009 года во Франции насчитывалось 3,5 тыс. высших учебных заведений и около 2,5 млн. студентов. При этом в государственных вузах страны обучается 86% студентов против 14% посещающих лекции и семинары частных высших школ.
Высшее образование во Франции является независимым от государства, поэтому коммерческие вузы, которых не так уж и много, могут спокойно существовать. Качеством коммерческого образования высшее руководство страны на данный момент довольно. Тем не менее в обществе из года в год возникают дебаты о проблемах высшего образования. Причем проблемы эти зачастую связаны не столько с процессом образования, сколько с его завершением, то есть с дипломом. Сколько лет будет учиться студент в том или ином вузе страны – зависит от самого студента. Диплом выдается за каждый год обучения. Но диплом диплому рознь. И несмотря на то что для трудоустройства порой достаточно «двухлетнего» диплома, на практике зачастую оказывается, что двухлетнего образования абсолютно недостаточно. Особенно это касается административных и образовательных специальностей. В то время как выпускники-филологи, психологи или же обладатели дипломов спортивных факультетов справляются с профессией, не задерживаясь в университетах лишние годы, студенты административных и научных факультетов выходят полностью подготовленными ближе к 30 годам. Особенно тревожит будущее трудоустройство как раз филологов и психологов, поскольку количество выпускников этих факультетов увеличилось непропорционально потребности.
В 2008 году правительство Франции пыталось решить эту проблему с помощью нового постановления, предоставляющего вузам свободу не только в распределении бюджета, но и в принятии решения о том, насколько необходимы те или иные факультеты. Таким образом, была сделана попытка «отфильтровать» необходимые для страны факультеты. В ответ тысячи парижских студентов, в основном гуманитариев, вышли в знак протеста на баррикады. Забастовки и митинги длились в 2008–2009 годах месяцами. Так, например, студенты-филологи парижской Сорбонны на протяжении целого семестра буквально блокировали здания университетов, полностью приостановив и свои занятия, и лекции соседних гуманитарных факультетов. Авторитетный французский философ Алан Финкелькрот назвал поведение студентов-бунтовщиков «абсурдным». По его словам, «выступая против новой реформы, студенты идут против новых перспектив в образовании, предпочитая новым идеям свои нынешние, не самые лучшие условия». Но закон все-таки был принят, и, обладая отныне большей свободой, французские вузы теперь сами вправе регулировать качество и количество образовательных услуг. Французская законодательная инициатива направлена на увеличение числа необходимых для страны факультетов, то есть о сокращении количества вузов речи пока не идет.
Мария СКРИПНИК, Париж

УКРАИНСКИЕ ВЛАСТИ СОКРАЩАЮТ ЧИСЛО ВУЗОВ
Минобразования Украины накануне нового учебного года инициировало изменения в системе высшего образования, в результате которых число вузов уменьшится. Министр образования Дмитрий Табачник, в частности, подчеркивает, что на Украине больше вузов, чем в Германии, Великобритании, Польше и Бельгии, вместе взятых, и они дорого обходятся бюджету. Кроме того, нет достаточного количества выпускников, чтобы заполнить все места в высшей школе. Поэтому министерство будет приветствовать объединение университетов в мощные региональные учебные заведения. Число частных вузов при этом может существенно сократиться.
Ранее эксперты утверждали, что количество украинских вузов будет сокращаться путем естественного отбора. То есть в первую очередь исчезнут вузы с небольшим числом студентов и различные филиалы. Кроме того, правительство планирует ограничить возможность совместительства педагогической деятельности в разных учебных заведениях: ведь не секрет, что некоторые высшие учебные заведения «одалживают» докторов наук и профессоров, которые приносят свои трудовые книжки на месяц-два.
Сегодня на Украине насчитывается около 900 вузов всех уровней аккредитации и форм собственности. И ректоры наиболее популярных из них считают, что изменение системы высшего образования, в частности, сокращение количества вузов, сможет улучшить качество обучения. В частности, ректор Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, расположенного в Симферополе, Николай Багров уверен, что в каждом регионе страны должен быть один вуз, который будет «собирать вокруг себя все лучшие силы и готовить специалистов». Однако ректор убежден, что решать этот вопрос следует постепенно.

Источник - Новые Известия.