Как анализировать фотографии



Каждый фотограф и часто просто любитель анализирует результат своего или чужого творчества и по каким-то своим внутренним убеждениям присваивает оценки изображениям по принципу “нравится / не нравится / так себе и т.д.”.


В этой статье мы решили систематизировать параметры для анализа, чтобы сложилась более или менее стройная система. Сразу отбросим некоторые технические вопросы относительно качества исходного снимка. По умолчанию будем предполагать, что фотография у нас более или менее сделана технически правильно, то есть снимок резкий (либо резкость там где надо), экспозиция правильная, шумы отсутствуют. О технической стороне при анализе изображений надо думать существенно меньше, чем в процессе самой съемки. Это существенно отвлекает от анализа смыслового содержания самого кадра.


Чтобы снимки получились удачными, следует обращаться к профессиональному фотографу. Катерина Стриж - это частный специалист, она сделает для вас и вашей семьи первоклассные снимки. А подарочный сертификат на фотосессию - это прекрасный подарок для любимых.


Часто, чтобы “понять” фотографию ее необходимо просмотреть несколько раз. Первый раз - бегло, второй - вдумчиво, третий - детально по миллиметрам. Также при анализе надо быть максимально объективным. То есть видеть снимок глазами зрителя. И может даже получиться такой парадокс, что вам лично снимок нравится, но несмотря на это он отбраковывается и отправляется в корзину.


Не стоит зацикливаться над вопросом: каким трудом ему далась эта фотография. Для зрителя она может и вовсе не представлять никакой ценности. А для фотографа ценность этой картины складывается не сколько от результата его работы, сколько от пережитых впечатлений от сложности процесса съемки. Поэтому все личные эмоции, впечатления, воспоминания при анализе просто необходимо убрать в сторону и руководствоваться здравым смыслом. Зрителю снимки должны быть понятны сразу без всяких предысторий о том “как это делалось”.


Шаги для анализа фотографии:


1. Определить смысловую составляющую и значимость снимка.

Что мы хотим сказать этим изображением? Это документальный снимок (констатация факта) или творческая интерпретация (истолкование) фотографа? Какие эмоции вызывает кадр? Оригинальный ли снимок? Есть ли в фотографии особенная “изюминка”? Интересен ли кадр неопределенному кругу лиц? Или только тому, кто его делал и родным и близким? Будет ли картинка интересна через 100-200 лет? Иногда философский кадр сам по себе приобретает художественную ценность при наличии технических недоработок.


2. Определить, что является главным объектом/ми (ГО) на фотографии. Не “бегает” ли взгляд по изображению в поисках ГО? Проанализировать его форму и текстуру. Если ГО - это человек, то проверить выражение лица и позу.


Особое внимание обратить на положение головы, ног и рук модели, изгиб тела.


3. Определить какие объекты лишние в фотографии и отвлекают внимание от ГО. Например, часто в кадр попадают лишние объекты на края.


4. Определить нужные цвета, которые подчеркивают ГО и лишние отвлекающие цвета:


Нужны ли вообще цвета в этой фотографии? Или главное - это форма, текстура и светотень? Проанализировать цветовой контраст изображения. Подчеркивается ли контрастом ГО?


5. Проанализировать свето-теневой рисунок. Как распределяются яркости на ГО? Видны ли объекты в тенях и в светах? Есть ли пересветы или проваленные тени? Есть ли отвлекающие свето-теневые пятна от ГО? Проанализировать контраст изображения. Подчеркивается ли свето-теневым контрастом ГО?