Права потребителей при нарушении исполнителем сроком выполнения заказа
Современный товарный рынок отличается значительным разнообразием, предлагая потребителям самые разные изделия, будь то фанкойлы, диваны или холодильники. Не отстает от него и рынок услуг. Хотим ли мы починить автомобиль или заказать изготовление шкафа по индивидуальному проекту, на наш спрос непременно отыщется предложение. Иное дело, что далеко не все исполнители выполняют взятые на себя обязательства надлежащим образом. И тогда мы обращаемся за защитой к закону. В данном случае – «О защите прав потребителей».
Рассмотрим одну из весьма распространенных на рынке ситуаций – нарушение исполнителем сроков выполнения своих обязательств. Допустим, вы заказали кухонный гарнитур и ожидаете его к строго оговоренному времени. Но вот наступает урочный день и час, а мебели нет. Не привозят ее и на следующий день и через день, и даже через неделю. Вы, конечно, негодуете, требуете у исполнителя объяснений. Он извиняется (или нет) и продолжает обещать.
Что делать в таком случае? Воспользоваться одним из своих прав, предусмотренных в законе. Так, вы можете пойти исполнителю навстречу и назначить ему новый срок, а можете поручить завершение работы третьим лицам. Последнее возможно, если скажем вы хотите установить настенные кондиционеры или осуществить ремонт стиральной машинки. Если же вы уже закали кухонный гарнитур, вряд ли станете платить вторично иной компании. По крайней мере, пока первая не вернет деньги. Зато можете смело потребовать уменьшить цену за выполняемую работу или вовсе отказаться от договора и потребовать вернуть вам уплаченные по нему деньги. Исполнитель не вправе требовать от вас возмещения своих расходов и оплаты выполненной части работ, если только она не была уже вами принята.
Кроме того, по закону вы вправе потребовать возмещения понесенных из-за нерадивого исполнителя убытков. Вот только их нужно будет доказать и обосновать, а это не так-то просто.
Вы можете также пойти другим путем. Например, спокойно дождаться, когда фирма выполнит свои обязательства и потребовать от нее уплаты пени. В соответствии с действующим законодательством, за каждый день (или час, если срок выполнения заказа определяется часами) исполнитель уплачивает неустойку в размере трех процентов от цены выполнения работ.
Обратите внимание! Речь идет не обо всей сумме договора, а именно о стоимости работ (материалы не в счет). Допустим, вы заплатили за кухонный гарнитур 100 тыс. рублей. Из них только 30 пришлось на работу. Вот на эту-то сумму и будет насчитываться пеня. Исключения составляют случаи, когда в договоре не выделены отдельно расходы на материалы. Если так, то пеня будет считаться на всю стоимость заказа. Более того, договором между исполнителем и потребителем может быть предусмотрен и больший размер неустойки. А вот меньший – нет. Хотя это правило нередко нарушается предпринимателями. Очень часто в типовых договорах оговорен мизерный размер неустойки. В этом случае заказчик всегда может сослаться на ст.16 ФЗ «О защите прав потребителя». Данная норма признает недействительными условия сделки, ущемляющие права рядовых потребителей по сравнению с теми, которые предусмотрены в законе.