Анализ пищевой отрасли в России

Рынок продуктов питания – это крупнейший сегмент рынка товаров повседневного потребления. Его доля составляет примерно 75% общего денежного товарооборота. Кроме того, он имеет высокие темпы роста, за последний год его объемы выросли на 13%. В пищевой отрасли насчитывается примерно 52 тыс. предприятий.


География российского рынка
Основными продавцами пищевых товаров являются крупные торговые сети, которые продают продукты питания оптом в больших объемах. Мелкие компании чаще всего из-за большой конкуренции не справляются со своими финансовыми проблемами и уходят с рынка. Основные игроки пищевого бизнеса продолжают активно расширяться. Как показал опрос, только 7% торговых сетей не запланировали открытие новых филиалов в различных регионах страны.
Наиболее популярными направлениями для развития считаются Москва, Уральский и Центральный округ. Также высокая покупательная способность отмечается в Свердловской и Тюменской областях, Пермском крае и Башкирии. Учитывая перенасыщенность рынков мегаполисов, основная экспансия будет проходить в периферийных городах.


Структура импорта продуктов питания
Общий объем импорта продовольствия в Россию в денежном эквиваленте составляет 10 млрд. долларов в год. Основным импортером является Бразилия. На ее долю приходится 80% всего объема ввозимого в страну сахара и 60% мяса. 90% российского импорта сухого молока завозится из Белоруссии. Объемы украинского растительного масла составляют 90% импорта. 40% рыбы поставляется из Норвегии, 40% риса – из Таиланда.
К 2020 году собственное мощности производства продуктов питания должны возрасти в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом. При этом планируется значительное сокращение объемов импортного продовольствия.


Что ожидает рынок продуктов питания?
Постоянный рост объемов производства – это положительное явление как для пищевой отрасли, так и для экономики страны. В настоящее время наблюдается изменение структуры рынка продовольственных товаров. Так, прогнозируется, что увеличение прибыли получат компании, реализующие продукты питания оптом в сегменте здоровых и функциональных продуктов, например, безалкогольные напитки и свежемороженые фрукты и овощи.
По оценкам специалистов, размеры будущих инвестиций составят более 900 млрд. руб., половина из которых будет направлена на модернизацию производственных линий. Самые крупные инвестиции ожидаются в молочной, хлебопекарной и мясной отраслях.